Рус
Бел

Методическая копилка

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Документация педагога дополнительного образования

  1. Программа объединения по интересам.
  2. ЖУРНАЛ планавання і уліку работы аб’яднання па інтарэсах.
  3. Ежедневные краткий планы-конспекты занятия объединения по интересам.

 

 

Рекомендации по ведению журнала планирования и учета работы объединения по интересам

Отмечаются следующие аспекты:

  • своевременность и правильность внесения записей в журнал;
  • выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
  • разнообразие форм проведения занятий;
  • подготовка и проведение итоговых занятий;
  • посещаемость занятий.

Журнал планирования и учёта работы объединения по интересам – один из основных документов педагога дополнительного образования. Зачастую у педагогов возникают проблемы и вопросы по его заполнению и ведению. Данные рекомендации призваны помочь в правильном заполнении необходимых разделов этого документа

Журнал планирования и учета работы объединения УДОДиМ является основным документом, отражающим содержание работы с обучающимися. Одновременно это и финансовый документ, на основании которого заполняется табель учёта рабочего времени. Журнал обязан вести каждый педагог дополнительного образования. Один журнал заводится на каждую группу

Журнал утверждается директором учреждения.

Согласно номенклатуре дел срок его хранения – 3 года. В течение этого времени он может подвергаться проверке финансовых контролирующих органов.

Общие требования к ведению журнала:

  • Записи в журнале ведутся аккуратно (без исправлений корректором, заклеиваний, зачёркиваний), чернилами только одного цвета – синего (заполнение журнала (всех разделов) только рукописное!!!).
  • В зависимости от того, на каком языке ведется обучение, журнал может вестись на русском или белорусском языках.
  • Страницы журнала нумеруются, начиная с первой страницы, подписываются с четвёртой (номер проставляется на каждой странице в верхнем углу).
  • Не допускается вырывание страниц!
  • В журнале не делается никаких пометок.
  • Внешний вид журнала должен быть эстетичным.

Порядок заполнения журнала:

  1. На обложке журнала записывается название объединения, учреждения образования (без сокращений!); указывается учебный год. В верхнем правом углу размещается номенклатурный номер.
  2. На первом развороте с левой стороны сверху размещается социальный паспорт объединения.
  3. Первая страница журнала заполняется в соответствии с имеющимися графами (название учреждения, объединение, учебный год). Фамилия, имя, отчество педагога и фамилия, имя старосты группы указываются полностью. Внизу страницы необходимо поместить расписание занятий по дням недели.
  4. На второй странице журнала содержатся правила пользования журналом.
  5. Третья страница – содержание журнала – заполняется соответственно. Напротив каждого указанного раздела в содержании ставятся соответствующие номера страниц.
  6. С четвёртой страницы начинается план работы объединения на учебный год. План состоит из разделов. Каждый раздел журнала должен заполняться руководителем кружка соответствующими сведениями.

Раздел I. Цели и задачи

С учетом направления деятельности объединения, возрастных особенностей детей обозначаются приоритеты деятельности, определяются цели и задачи объединения. Указывается форма подведения итогов года (выставка, отчет и т.д.). При планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим обеспечить, разработать) и др.

Раздел II. Организационная работа

В этом разделе излагаются организационные условия эффективности образовательного процесса: мероприятия по комплектованию объединения, планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по направлениям деятельности данного объединения, проведение организационных собраний с учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.

Раздел III. Учебно-тематический план

В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и практические занятия. В учебно-тематический план включаются часы, предназначенные на вводные и итоговые занятия.

Раздел IV. Воспитательная работа

В данном разделе раскрывается содержание воспитательной деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в объединении по интересам. Это традиционные дела объединения по интересам; мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах с указанием даты проведения.

Здесь необходимо также предусмотреть участие в мероприятиях, которые организуются в учреждении.

Направления воспитательной работы: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование политической культуры и активной жизненной позиции; пропаганда и популяризация белорусской культуры и белорусского народного творчества; культура здоровья детей и молодежи, безопасная жизнедеятельность; профориентация и профессиональное самоопределение; дополнительное образование детей через развитие познавательной деятельности; экологическое воспитание; нравственно-правовая культура, профилактика детской и подростковой преступности; формирование духовно–нравственной позиции, благотворительность и милосердие; эстетическое развитие личности; гендерная культура (представление о ценности взаимоотношений между полами); участие в массовых мероприятиях.

Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью, родителями

Данный раздел предусматривает взаимодействие с учебными заведениями (школа, классный руководитель, учителя-предметники и др.) с целью составления социально-психолого-педагогической характеристики на обучающегося; взаимодействие с родителями (проведение собраний, совместных мероприятий, открытых занятий); взаимодействие с профильными кружками школ, внешкольных учреждений, взаимодействие с учреждениями культуры, с научными, профильными учреждениями, предприятиями, общественными организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием сроков проведения мероприятий.

VI. Методическая работа

В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, в работе методических объединений педагогов дополнительного образования), содержание методической работы (разработка программных и методических материалов, организация и проведение открытых занятий объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).

Примерный образец: изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дополнительного образования; изучение новинок методической литературы по направлению деятельности; разработка (доработка) программы, разработка учебно-методического комплекса; подготовка технологической карты открытого занятия и его проведение; подготовка технологической карты мастер-класса и его проведение; разработка сценариев для проведения воспитательных мероприятий, формирование папки-накопителя сценариев воспитательных мероприятий и их проведение; работа по обобщению опыта; подготовка методических материалов к изданию.

Календарный план

Календарный план работы объединения составляется на основе учебно-тематического плана и разделяется по месяцам (каждый месяц на отдельной странице). Годовой план работы кружка подписывает педагог, визирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе УДОДиМ.

Календарный план работы представляет собой подробный перечень тем программы, содержания работы по каждой теме с указанием необходимого количества часов и конкретных дат проведения занятий по теме.

В праздничные и выходные дни, официально считающиеся нерабочими, проведение занятий не планируется (1 января, 8 марта, 7 ноября и т.д.).

Если образовательная программа кружка предусматривает несколько годов обучения, и руководитель кружка, реализуя эту программу, комплектует группы первого, второго и последующих годов обучения, то календарный план работы необходимо разрабатывать для каждого года обучения.

Сведения о членах объединения

Сведения о членах объединения содержит все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об учащихся обновляются: дописываются вновь прибывшие, напротив выбывших записывается дата и причина выбытия. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся, напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл». Раздел журнала «Сведения о членах кружка» заполняется по состоянию на 1 октября (вносятся все требуемые сведения).

Учет посещения занятий

В данном разделе педагог делает систематические записи о факте проведения занятий (заполняется на каждом занятии). Отсутствующих на занятиях учащихся отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются в алфавитном порядке полностью.

На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и календарным планом, с учетом практических и теоретических занятий и ставится подпись. Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Часы» педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий и часах не допускается.

Дату проведения занятия и тему занятия необходимо записать в начале занятия (не допускается пропуск пустых строк), а количество отработанных часов и подпись руководитель кружка заполняет только после занятия (не допускается пропуск пустых строк). После последнего занятия записывается общее количество отработанных часов.

Занятия в группах второго и последующих годов обучения начинаются с 1-го сентября согласно расписанию. Журнал первого года обучения также ведется с 1-го сентября, где в разделе «Содержание занятий» указываются собеседование с учащимися и их родителями, организационные собрания, комплектование группы и т.д. На период комплектования отводится 7 дней.

В период школьных каникул педагоги могут работать в соответствии с утвержденным планом работы на каникулы и осуществлять педагогическую, методическую или организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, о чем делается соответствующая запись в журнале.

В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога пропущенные даты занятий на левой стороне не указываются. На правой стороне делается соответствующую запись, например, с 15 по 30 октября больничный лист; с 20 марта по 10 апреля – командировка, приказ №45 от 05.03.2014. В случае переноса занятия по заявлению руководителя кружка и согласно приказу о переносе занятия, дата проведения занятия проставляется по факту.

Занятия по технике безопасности

В разделе «Занятия по технике безопасности» ведется учёт работы педагога по обучению правилам безопасного поведения, направленной на предотвращение несчастных случаев и профилактику детского травматизма. Эта работа должна проводиться не реже одного раза в месяц (количество занятий зависит от специфики и требований образовательной программы). Роспись учащихся не требуется.

В разделе заполняется список учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога. Тематика мероприятий по основам безопасной жизнедеятельности определяется инструкциями, находящимися в кабинетах, а также правилами поведения в учреждении; правилами внутреннего распорядка; правилами безопасного поведения на дорогах; правилами пожарной безопасности.

В заключительном разделе журнала «Замечания администрации по ведению журнала» могут быть отмечены следующие аспекты:

  • своевременность и правильность внесения записей в журнал;
  • выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
  • разнообразие форм проведения занятий;
  • посещаемость занятий.

Журнал планирования и учёта работы должен быть у руководителя кружка на каждом занятии. Журналы кружков должны храниться в шкафу (в специальных ячейках).

После окончания учебного года журнал сдается администрации УДОДиМ.

Педагогический опыт работы педагогов